Связь БиБиСи и НАТО

12.10.2022
Как британская государственная телекомпания служит сильным мира сего

Смерть королевы Елизаветы II, когда БиБиСи (BBC) отказалась от программ, чтобы показывать бесконечные трансляции, подчеркнула для многих британцев тот факт, что сеть далеко не беспристрастна, а является голосом государства.

Веб-сайт BBC облачился в черное, напечатав такие статьи, как «Смерть королевы Елизаветы II: момент, когда история останавливается», в то время как ведущий BBC News Клайв Мири открыто назвал стоимость жизни и энергетический кризис, разразившийся в стране, «незначительными» по сравнению с нынешними новостями.

Но еще до смерти монарха репутация BBC была в кризисе. В период с 2018 по 2022 год количество британцев, заявивших, что они доверяют трактовке событий каналом, сократилось с 75% до 55%. Тем не менее, он по-прежнему остается гигантом в средствах массовой информации; более трех четвертей населения Великобритании полагаются на сеть как на источник новостей.

Однако это расследование покажет, что BBC всегда сознательно использовалась как орудие государства, при этом вещательная компания открыто сотрудничала с британскими военными, разведывательными службами и с НАТО, стремясь формировать британское и мировое общественное мнение.

Связка BBC-НАТО

Сеть BBC всегда поддерживала тесные отношения с британскими военными, несмотря на присущие журналистам конфликты интересов. «Теоретически, BBC должна привлекать власть к ответственности, но на практике беспристрастность работает иначе», — сказал Том Миллс, ученый и автор книги «BBC: миф о государственной службе», — добавив, что «от вас ожидается определенное почтение… Это структурная особенность организации и, в некоторой степени, журналистики в более широком смысле».

Тем не менее, изучение баз данных по трудоустройству и веб-сайтов показывает существование «вращающейся двери» между вещательной компанией и НАТО.

Например, в период с 2007 по 2008 год Виктория Кук, давний продюсер и ведущий новостей BBC, одновременно получала зарплату от НАТО, работая журналистом и тренером по СМИ.

Тем временем Оана Лунгеску в 2010 году оставила свою работу корреспондента Всемирной службы BBC (ведущей международной радиослужбы вещательной компании) и устроилась на работу в качестве официального представителя НАТО.

Еще одним сотрудником BBC, попавшим через каналы BBC в НАТО, является Марк Лэйти, который оставил свою должность военного корреспондента сети, чтобы стать заместителем пресс-секретаря генерального секретаря НАТО лорда Робертсона — человека, которого, как того требует журналистская этика, Лэйти должен был внимательно изучать, а не заниматься от его лица связями с общественностью.

Дэвид МакГи также оставил свою роль продюсера новостей BBC, чтобы работать в НАТО — в данном случае в качестве медиа-менеджера, где он, по его собственным словам, «оказывал PR-поддержку военным и гражданским заинтересованным сторонам для внешней коммуникационной аудитории» и «осуществлял кризисное управление новостными событиями для вооруженных сил США».

Другие сотрудники двигались в иную сторону. Один из них — Теренс Сах, который в 2017 году оставил работу аналитика по разведке и безопасности в Министерстве обороны Великобритании, чтобы стать специалистом по информационной безопасности в BBC.

Где журналисты встречаются с пропагандистами

Однако, пожалуй, наиболее примечательным является то, что компания BBC наняла офицеров психологических операций НАТО, поручив им предоставлять якобы объективную информацию, одновременно подрабатывая пропагандистами военного альянса.

Например, в период с 1994 по 2014 год Сулейман Радманиш работал на Всемирную службу BBC, в основном помогая создавать контент, ориентированный на население Афганистана. В течение аналогичного периода времени (2005-2014) он работал видеоредактором в НАТО, «редактируя короткие клипы Psyops», согласно его профилю LinkedIn. Конечно, не случайно его работа как с BBC, так и с НАТО закончилась в том же году, когда Великобритания ушла из Афганистана — страны, которую она оккупировала с 2001 года.

Еще одним оперативником, работавшим одновременно и в НАТО, и в BBC, был Боян Лазич. В то же время, будучи штатным специалистом по психологическим операциям в НАТО, Лазич подрабатывал техническим консультантом BBC. Это применение совпало с бомбардировками НАТО родной для Лазича Югославии.

Такая тесная связь с военными продолжается и по сей день. Одним из примеров этого является недавно назначенный глава отдела гарантий BBC Кхушру Купер. Согласно его профилю в социальных сетях, Купер по-прежнему является офицером британской армии — этот пост он занимает уже 20 лет.

Миф о «левом уклоне»

В августе ведущая новостей BBC Эмили Мейтлис вызвала бурю споров после того, как заявила, что бывший руководитель отдела политических программ телеканала Робби Гибб был, по ее словам, «активным агентом Консервативной партии», влиявшим на освещение политических событий. Другие согласились с ней, в том числе медиа-редактор BBC Амол Раджан, который сказал, что назначение Гибба «явно укрепляет связи BBC не только с Вестминстером, но и конкретно с Консервативной партией».

В то время, когда она сделала это замечание, Мейтлис уже некоторое время находилась в отставке, хотя только после того, как на нее оказали огромное давление за то, что она сообщила о том, как высокопоставленные консервативные политики вопиющим образом нарушают свои собственные правила блокировки COVID-19.

Ричард Шарп, председатель BBC, настаивал на том, что Мейтлис была «совершенно неправа». «Мы дорожим редакционной независимостью BBC», — добавил он. И все же ее претензии вряд ли можно было назвать необычными. Робби Гибб — брат члена парламента от консерваторов и бывшего члена кабинета министров Ника Гибба. Он покинул BBC в 2017 году, чтобы стать директором по связям с общественностью премьер-министра от консерваторов Терезы Мэй. А сам Шарп был советником высокопоставленных тори, в том числе канцлера Риши Сунака и будущего премьер-министра Бориса Джонсона. Он также является одним из крупнейших благотворителей партии, пожертвовав в ее казну не менее 400 000 фунтов стерлингов.

Многие из самых громких и влиятельных имен BBC также связаны с консерваторами. Тим Дэви, генеральный директор корпорации, был заместителем председателя Консервативной партии Хаммерсмита и Фулхэма и дважды баллотировался на выборах от консерваторов. Ник Робинсон, бывший политический редактор BBC, нынешний ведущий ее флагманской программы «Сегодня», был председателем Национальной ассоциации молодых консерваторов и президентом Консервативной ассоциации Оксфордского университета. А Эндрю Нил, давний старший политический ведущий на BBC, был помощником крайне правого медиамагната Руперта Мердока и председателем крайне правого журнала Spectator.

Этому избытку правых на высших должностях не соответствует такое же количество левых. На самом деле, с первых дней существования BBC секретные службы проверяли большинство своих сотрудников — даже на второстепенные должности — чтобы гарантировать, что те, кого они считают слишком левыми, радикальными или антивоенными, никогда не войдут в ее ряды. Эта практика продолжалась по крайней мере до 1980-х годов. Однако, когда в 2018 году журналисты BBC спросили компанию, продолжается ли эта практика, они отказались отвечать, сославшись на «проблемы безопасности» — ответ, который многие восприняли как молчаливое «да».

Тем не менее, миф о том, что BBC является левым учреждением, устойчив. Последовательные опросы показали, что около четверти населения считает, что корпорация предвзято относится к Лейбористской партии и левым — больше, чем тех, кто утверждает обратное.

Большая часть этих настроений вызвана самой Консервативной партией, которая постоянно ругает BBC по поводу того, что, по ее утверждениям, является предубеждением против тори, до такой степени, что нынешнее правительство под руководством Лиз Трасс пообещало прекратить все свое финансирование, фактически уничтожив его.

Ранее на этой неделе министр внутренних дел Суэлла Браверман заявила, что в общественной жизни наблюдается «марш социализма» и что существует «настоятельная необходимость» восстановить баланс, назначив правых на большее количество руководящих постов.

BBC финансируется не за счет рекламы, а за счет лицензионных сборов, которые платят все британцы (за некоторыми исключениями), желающие иметь телевизор. Стоимость лицензии, а значит, и бюджет BBC, устанавливается правительством, что дает ему оружие для использования против корпорации.

Как сказал бывший директор отдела кадров BBC Майкл Бетт:

«Плата за лицензию становилась все более и более серьезной политической проблемой. Поэтому было очень важно, что думает о вас правительство, и на общую репутацию полагаться было нельзя. Вы должны были угодить правительству».

«BBC, по сути, является государственным вещателем с высокой степенью оперативной автономии. Его отчетность не оценивается правительством или каким-либо государственным департаментом… плюс его государственный доход поступает из-за пределов общего налогообложения», — сказал Миллс MintPress, добавив: «Но правительства контролируют этот доход, они назначают руководителей в правление и периодически определяют условия его деятельности. В конечном счете, она несет ответственность перед правительствами, и это хорошо понимают в самой BBC. Они очень хорошо понимают, как их воспринимают политики».

Голос государства

Работа Миллса и других, посвященная истории BBC, подчеркнула тот факт, что с самого начала она была тесно переплетена с британской государственной властью, помогая продвигать и сохранять ее в стране и за рубежом.

BBC была создана в октябре 1922 года, чтобы воспользоваться преимуществами новых радиотехнологий, и сыграла ключевую роль во всеобщей забастовке в Великобритании в 1926 году. 1920-е годы в Европе были чрезвычайно неспокойным временем, когда на первый план вышли классовая борьба, революция и социализм. В 1917 году Россия свергла своего царя и привела к власти большевистскую партию Ленина, но тут же была оккупирована Великобританией, Соединенными Штатами и другими державами в попытке «задушить большевизм в его колыбели», как выразился Уинстон Черчилль.

Немецкие восстания 1917 и 1919 годов положили конец Первой мировой войне и привели к падению монархии. Ближе к дому Ирландия пробивалась к независимости от Великобритании. Тем временем в 1922 году коммунистическое восстание в Шотландии едва не спровоцировало революцию по всей стране.

Эти действия глубоко обеспокоили главу BBC лорда Джона Райта. И вот, когда Конгресс тред-юнионов объявил всеобщую забастовку в 1926 году, шотландский аристократ предложил услуги своей организации консервативному правительству. По словам Миллса, BBC стала «жизненно важным инструментом пропаганды для правительства, решившего сорвать забастовку», проводя непрерывную пропаганду, демонизирующую забастовщиков, и запрещая передачи Лейбористской партии.

После того, как забастовка была остановлена, Райт с гордостью объявил слушателям:

«Вы слышали сообщения от короля и премьер-министра. Остается только добавить убеждение, что счастливое спасение нации в значительной степени произошло благодаря личному доверию к премьер-министру».

Позже Райт скажет, что BBC «спасла» Британию, и язвительно заметил, что если бы во Франции в 1789 году была государственная телекомпания, «не было бы Французской революции».

В правительстве уже давно ведутся внутренние дебаты о том, какими должны быть его точные отношения с BBC. Уинстон Черчилль был за то, чтобы официально взять на себя управление корпорацией. Однако другие в правительстве утверждали, что ее следует держать на расстоянии вытянутой руки; что компания станет иметь больше убедительной силы, если будет поддерживать видимость независимости. Это был подход, который предпочитал лорд Райт, отметив, что правительство «знает, что может доверять нам в том, что мы не будем действительно беспристрастными».

Внутренний враг

В соответствии с видением Райта, BBC сохранила свою роль государственного вещателя и стала одним из самых мощных инструментов британского истеблишмента по уничтожению любой угрозы его власти и престижу. Как заявил Грег Дайк, генеральный секретарь BBC с 2000 по 2004 год, организация «помогает поддерживать неравную политическую систему, будучи частью Вестминстерского заговора. Они не хотят ничего менять. Это не в их интересах».

В полной мере это проявилось в 1980-х годах во время забастовки шахтеров, когда BBC вела круглосуточную пропаганду, чтобы помочь консервативному правительству Тэтчер победить забастовщиков, «напавших на полицию» (когда на самом деле все было наоборот).

Тем не менее, нападки правительства Тэтчер на BBC были яростными. После ввода в эксплуатацию сериала Дункана Кэмпбелла «Тайное общество», разоблачившего существование спутников-шпионов, о которых не сообщили даже парламенту, спецслужбы провели обыски в офисе BBC в Глазго и запретили его публикацию.

Совсем недавно, когда Шотландия столкнулась с референдумом о независимости в 2014 году, BBC опубликовала поток негативных историй по этому поводу, предупредив шотландцев, что их ждет разорение, если они решат отделиться. Недоброжелатели назвали это «Проектом страха». Исследования показали явную количественную предвзятость к источникам, выступающим против независимости, а ведущие BBC демонстрировали открытое презрение или даже ненависть к первому министру Шотландии Алексу Салмонду.

Точно так же, когда Джереми Корбин стал лидером Лейбористской партии, BBC немедленно нацелила на него свое оружие, постоянно нападая и клевеща на него, подразумевая, что он был сторонником террористов, антисемитом и угрозой национальной безопасности. После резкого общественного протеста против ее репортажей BBC в конце концов провела собственное расследование и пришла к выводу, что ее политический редактор Лаура Куэнсберг нарушила свои стандарты беспристрастности и точности при освещении Корбина. Несмотря на это, высокопоставленные лица BBC по-прежнему публично заявляют, что идея о предвзятом отношении организации к нему «смехотворна».

BBC часто культивировала образ «тетушки Биб» — надежного, утешительного и не угрожающего источника информации, на который могут положиться все британцы. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что учреждение функционирует как придаток государства, имея глубокие и давние связи со всеми секторами британского истеблишмента, включая монархию, армию, спецслужбы и Консервативную партию. Короче говоря, BBC— это не просто СМИ, финансируемые государством: это рупор сильных мира сего.

Источник